Поправки в ЖК: новые правила перерасчета коммунальных услуг

Поправки в ЖК: новые правила перерасчета коммунальных услуг

Отношения собственников жилья и коммунальщиков редко бывают безоблачными. Это и не удивительно, ведь речь идет о комфортном проживании, обеспечивать которое – прямая обязанность управляющих компаний и других ответственных служб.

Счета за коммунальные услуги – довольно солидная статья расходов в семейном бюджете, поэтому требовать качественного оказания оплаченных услуг можно и нужно. Даже если Жилищный кодекс кажется непроходимыми дебрями – при помощи грамотного юриста отстоять свои законные права и получить компенсацию намного проще.

Перерасчет за некачественно оказанные услуги

Богатый событиями 2020 год ознаменовался еще и важными поправками в ЖК РФ. 27 октября был принят федеральный закон №315, закрепивший внесение изменений в статью 157 Жилищного кодекса.

Закон описывает новый порядок действий при произведении перерасчета оплаты за оказание услуги ненадлежащего качества. Обязанность за пересчет сумм возлагается на управляющую компанию или непосредственно поставщика ресурсов, если собственник жилья заключил прямой договор с ним без участия УК.

Например, если температура горячей воды не дотягивает до нормы (согласно актуальному СанПиН, это значение должно быть в диапазоне от 60 до 75°С) или радиатор еле теплый, то нужно поступить следующим образом:

  • связаться с диспетчером аварийной службы ответственной организации и оставить заявку о нарушении. Входящая заявка должна быть зафиксирована в журнале с присвоением ей индивидуального номера. Номер лучше записать, так будет проще отслеживать развитие событий и оперативность действий, предпринятых поставщиком услуги для приведения ситуации в норму. Претензию также можно изложить на бумаге и предъявить руководителю организации или отправить по почте заказным письмом;

  • быть готовым к проведению проверки, дату и время которой представитель организации сообщит заранее. Ход проверки можно снимать на видео, в случае затянувшихся споров оно может стать весомым аргументом. По заключению контрольного мероприятия заявителю буден выдан Акт проверки;

  • при несогласии с результатами проверки - обратиться в жилищную инспекцию и потребовать проведения еще одной экспертизы с привлечением специалистов от этой организации;

  • для фиксации нарушения можно привлечь и независимых экспертов, но представители ресурсоснабжающей организации должны быть заранее уведомлены об этом мероприятии. Поскольку присутствовать при проверке они имеют полное право. Все расходы на организацию и проведение независимой экспертизы будет оплачивать поставщик услуг, если претензия заявителя найдет подтверждение.

При доказанном факте нарушения, потерпевшая сторона вправе рассчитывать на корректировку квартплаты по соответствующей статье.

При этом новая редакция закона отменила штраф в пользу потребителя, теперь жильцы могут рассчитывать лишь на перерасчет. В случае, если дело дойдет до суда, то можно потребовать и компенсации морального вреда.

Как производится перерасчет

Еще до принятия поправок, 29 июня, Минстрой разъяснил порядок перерасчета в случае с несоответствующей нормам температурой воды.

Если этот показатель даже не дотягивает до 40°С, то поставщик услуги обязан пересчитать стоимость горячего водоснабжения по тарифу холодного.

Если температура воды все же больше 40°С, но до границы нормы (60°С) так и не поднимается, в этом случае перерасчет будет произведен иначе. За каждые 3°С несоответствия плата за горячую воду должна быть снижена на 0,1% за каждый час.

Однако существует и допустимая «погрешность» - в дневное время температура горячей воды может достигать 57°С (-3°С от нормы), а в ночное - 55°С (-5°С от нормы). Такие значения являются допустимыми и подобные претензии останутся без удовлетворения.

Срок исковой давности

Если доказано, что некачественные услуги оказывались годами, то перерасчета квартплаты можно требовать за весь период. Даже если стандартный срок исковой давности (3 года) уже прошел, суд все равно будет на стороне потребителя.

Подобные прецеденты уже встречались в российской судебной практике. Например, известны случаи, когда УК несколько лет начисляла плату за тепло согласно нормативам, в то время как в домах были установлены исправные общедомовые счетчики. В результате суд обязал УК произвести перерасчет по оплате услуги за все время.

Несмотря на то, что юристы организаций-ответчиков указывали на то, что прошло уже более 3-х лет, поэтому требование компенсации давних нарушений они считают необоснованным. Однако отношения собственников и коммунальщиков находятся в сфере административного права, где срок исковой давности не играет роли. Поэтому в случае подтвержденного нарушения со стороны ресурсоснабжающей организации истцы вправе рассчитывать на перерасчет за все время оказания некачественных услуг.

Читайте также

Популярные новостройки

Комментарии